Вальдорфская педагогика

Малыш строит из игрушекВаш малыш активно развивается день за днем. Родители начинают задумываться, как правильно воспитывать своего ребенка. Конечно, родители хотят видеть своего ребенка умным, сильным, здоровым и успешным.

Есть множество методик и практик по воспитанию. И написанных на эту тему книг достаточно много. Несомненно, что в каждой семье есть свои традиции и представления о системе воспитания.

Итак, процесс воспитания — это ответственное и нелегкое дело, требующее терпения и знаний. «Женская планетка» поможет разобраться в некоторых вопросах, касающихся воспитания и расскажет о такой методике воспитания, как вальдорфская педагогика.

Истоки вальдорфской педагогики

Давайте же разберемся, что такое вальдорфская педагогика и как она возникла. Эта педагогическая система была основана в 1907 году немецким ученым-философом и педагогом Рудольфом Штайнером. Именно он издал книгу «Образование ребенка», в которой и изложил основные принципы обучения.

Затем он открыл первую школу, а после и детский сад для детей, родители которых работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Германии. От названия фабрики и получила свое название вальдорфская педагогика.

Суть идеи Рудольфа Штайнера в том, что внутренние силы ребенка составляют единое целое. Внутренние силы – это силы его мысли, души. И обучение должно воздействовать не на только интеллект ребенка, но и на всего него в целом.

Учителя вальдорфской школы стремятся не просто передать систему знаний, не просто научить ребенка чему-то, а затронуть чувства ученика, пробудить в нем интерес к учебе. Ребенок должен увлечься предметом и искренне его полюбить.

Суть вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика имеет цель воспитать творческих, свободных и счастливых людей. Последователи этой педагогики утверждают, что детство – это особенный период в жизни каждого человека и нужно помочь детям как можно дольше оставаться детьми, помочь детям насладиться всеми прелестями детства.

Вальдорфская система образования построена на уважении к ребенку и позволяет каждому малышу развиваться в своем ритме, не опережая событий.

Родители должны помочь ребенку развить свои природные способности и помочь укреплять его веру в свои силы.

В вальдорфских детских малышей детей знакомят с разными видами художественной деятельности. Однако не у всех родителей есть возможность отдать ребенка в такой садик, поэтому «Женская планетка» подскажет, как в домашних условиях можно попробовать некоторые принципы вальдорфской педагогики.

Делайте маленькие открытия и удивляйтесь

Попробуйте не заставлять ребенка что-то делать, а лучше заинтересуйте его. Старайтесь вместе с малышом познавать окружающий мир. Попробуйте вместе с малышом делать маленькие открытия. На прогулке покажите ребенку птичек, сидящих на дереве. Посмотрите вокруг себя – мир разнообразен и интересен. Главное, не пройти мимо и научиться находить что-то необычное в привычных для нас вещах.

Не отмахивайтесь, если ребенок показывает вам что-то интересное, как ему кажется, пусть даже для вас это привычная вещь или ситуация. Например, камешек необычной форме, найденный на прогулке. Постарайтесь вместе с малышом взглянуть по-новому на этот камешек. И поблагодарите своего кроху за необычные чувства, которые вы испытали вместе.

Обратите внимание на красоту

Попробуйте сосредоточить внимание малыша на красивых деталях. Например, полюбуйтесь из окна на идущий дождь или рассмотрите появившуюся после дождя радугу. Обозначьте на ней цвета, расскажите малышу, от чего она появилась.

Увидели на улице муравья, который тащит на себе соломинку – не проходите мимо. Вместе с маленьким первооткрывателем рассмотрите его, расскажите ребенку сказку про муравья. Пофантазируйте, куда и для чего он несет свою соломинку.

Если вы живете в квартире, можете забраться с ребенком под кровать и поглядеть, как оттуда выглядит мир.

Создавайте новое вместе

Посадите вместе цветок в горшке или просто лук. Понаблюдайте, как растение будет расти, какие изменения в нем будут происходить каждый день. Можно купить малышу леечку, пусть он самостоятельно поливает свое растение.

Акцентируйте внимание ребенка на то, как меняются растения в разное время года. Понаблюдайте, как весной появляется листва на деревьях и как осенью она постепенно осыпается.

Занимайтесь повседневными делами вместе

В вальдорфских детских садах воспитательница занимается в течение дня практически всеми домашними делами. Она гладит, готовит, и одновременно помогает детям заниматься художественной деятельностью. Иногда она отвлекается и занимается с детьми, играет с ними в куклы, помогает детям.

Из повседневных дел выберите наиболее простые – те, которым ребенок может повторить. Например, стирка или приготовление обеда. Пригласит ребенка вам помочь – пусть он расставит на столе тарелки, разложит салфетки. Можно, например, научить малыша резать фрукты или вареные овощи не очень острым ножом. Если возитесь с тестом попросите малыша самостоятельно раскатать кусочек теста, предварительно показав, как вы это делаете сами.

Если ребенок сам просится помочь вам, не отказывайте ему в этом.

Рисуйте и развивайте фантазию малыша

Ребенку желательно заниматься рисованием не ради создания красивой картины, а для самовыражения и развития фантазии. Пусть малыш оставляет «следы» на бумаге: ладошками, пальчиками, различными фигурками, вырезанными из бумаги, кусочком поролона и т. д. Позвольте ему пофантазировать.

Попробуйте смешать на влажной бумаге три основных цвета. Красный цвет в сочетании с желтым превращаются в оранжевый, синий с желтым дают зеленый цвет, а из синего с красным у вас получится фиолетовый.

Можно попробовать смешивать цвета в воде. Для этого нужно налить воду в стаканчики разного объема. Затем на кончике кисточки добавить чуть-чуть краски в стаканчик с водой. На воде появятся красивые разводы в форме цветочков, звездочек. Переливайте водичку из стакана в стакан, и понаблюдайте, как смешиваются цвета.

Хорошо развивают фантазию деревянные игрушки. Играя с ними, ребенок додумывает сам, как можно с ней играть и что это такое. Поменьше нужно давать малышу автоматические игрушки, они хуже развивают фантазию.

Когда играете с малышом, предлагайте ему варианты развития игровой ситуации: «Вот эта коробочка будет домиком» или «Из этих кубиков построим пирамидку». Можно придумать сказку об обычных вещах в квартире. Полезно в этом смысле читать сказки Андерсена. Он был мастером сказок о простых предметах, окружающих человека.

Как видите, принципы вальдорфской педагогики не так и сложны. Главное, любите своего ребенка и признавайте, что он личность со своими желаниями и потребностями. Дети нуждаются в любви, поэтому не скупитесь на проявление ласки и нежности. Любите ребенка таким, какой он есть.

И еще – уделяйте малышу время, прислушивайтесь к его желаниям и мыслям и все у вас обязательно получится.

Автор: Диана Рамазанова, специально для сайта womplan.ru

Мы «вконтакте»:
Возможно вам интересно: